портал Черногория

Поиск

Форма входа
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Он-лайн словарьРусcко-сербский (иекавица)Сербско-русский

Переводчик
перевести

Для перевода достаточно ввести первые буквы слова.

 

Допускается замена сербских спец. символов:
Š-S, Đ-D, Ž-Z, Č-C, Ć-C

 

Слова, имеющие несколько вариантов перевода, выделяются в списке.

Форум портала Черногория

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Из Петроваца на арендованном авто по Черногории
 
Последние годы у нас сложилась традиция – сочетать пляжный отдых с арендой машины и поездками по стране. Так нами были объезжены каталонское побережье Испании и большая часть Крита. В этом году настала очередь Черногории. Отзыв о самой поездке – в соседней ветке на этом форуме. В нем, в частности, описана ситуация с пляжами в Черногории в высокий сезон. Если кратко – то на мой взгляд, нормальный пляжный отдых без автомобиля в это время невозможен. Таким образом, смысл аренды авто был не только в поездках по стране, но и в том, чтобы уезжать на пляжи подальше от городов.
Здесь же я хочу подробнее описать то, что связано с нашими автопутешествиями по Черногории. При этом личные субъективные впечатления и эмоции постарался оставить при себе (хотя полностью избежать этого не удалось). Основное внимание уделено, так сказать, организационным и техническим вопросам. Надеюсь, это будет кому-то полезно, а кому-то просто любопытно.

АРЕНДА АВТО
Забронировав апартаменты через фирму DSA Adventures, стали искать варианты аренды автомобиля. В Черногории не так много контор по прокату авто, их адреса легко найти в интернете. У нас была ситуация не очень стандартная – была нужна машина для 6 взрослых и 2 детей 9 и 14 лет. Можно было арендовать 2 небольшие машины (цена от 35 евро на долгий срок), но это влечет дополнительные расходы на топливо, на парковки, необходимость поддерживать связь между машинами. Так как мы планировали путешествовать все вместе, то решили искать одну большую машину. Такие машины (на 7-10 человек) есть далеко не в каждой конторе, в итоге оптимальным оказалось предложение того же DSA: 7-местный минивэн VW TOURAN за 50 евро в день, на 9 дней, плюс 30 евро за подачу машины в Петровац. Итого 480 евро с полной страховкой, исключая лобовое стекло и шины. Можно было бесплатно забрать и сдать машину прямо в аэропорту, но багаж 8 человек все равно бы не влез, да и платить за дополнительные дни не хотелось, так же как и специально мотаться в Тиват. В итоге машину нам пригнали в середине 2го, а забрали на 11й день нашего двухнедельного отдыха.
В итоге вся наша компания без труда влезала в машину (на заднем «двойном» сиденье без перегородки спокойно умещались 2 детей и 1 неоткормленный взрослый). Единственно – багажник при этом практически сводился к нулю, но зонтики, полотенца и даже надувную лодку мы туда запихивали.

ДОРОГИ ЧЕРНОГОРИИ
Для отдыхающего на побережье структура дорог крайне проста: вдоль всего побережья идет Адриатическое шоссе (оно же Ядранский путь). Это, как правило, 2-3-полосная дорога, по одной полосе в каждую сторону, иногда в середине появляется полоса для обгона. Временами встречаются серпантины. От шоссе в крупных городах (иногда – между ними) отходят примерно такие же дороги вглубь страны. А вот уже эти дороги соединяются друг с другом как 2-полосными, так и однополосными дорогами, на которых для разъезда 2 машин нужно одной из них искать место на обочине. Но честно говоря, даже для нашего немаленького минивэна это не было большой проблемой. Что поразило – прекрасное покрытие на всех изъезженных нами дорогах, даже узкие одноколейки укатаны в свежий асфальт.

МАРШРУТЫ
Самая ответственная часть. Если по Испании и Криту существует множество публикаций и советов на эту тему, то по Черногории информации немного, приходилось ее выуживать по крупицам из форумов и как-то систематизировать.
Стартовали, естественно, из Петроваца, где жили в апартаментах. Как мне показалось, примерно с тем же успехом можно рассматривать такие же маршруты и из Будвы, и из Бара – полчаса в ту или другую сторону погоды не делают. Другое дело, если вы находитесь в Боке или в Ульцине – тут, конечно, необходима корректировка.
При составлении маршрутов старался придерживаться правил – по возможности не ездить 2 раза одной дорогой, выезжать не очень рано утром (часов в 9, поспать на отдыхе тоже хочется!), и выезжать вечером на трассу засветло, чтобы не петлять по узким серпантинам в потемках.
В итоге образовались такие маршруты:
1. «Скадарское озеро». К самому озеру ведут 2 дороги – одна красивая и серпантинистая, съезд на нее с Ядранского пути прямо напротив Петроваца. Вторая – частично через платный туннель (2,5 евро), съезд на нее между Петровацем и Баром. Я большой разницы во времени от Петроваца не ощутил. То есть если вы едете на озеро со стороны Бара, то разумнее через туннель. Если от Будвы или Петроваца – на мой взгляд, можно и по серпантину.
2. «Восток». По Ядранскому пути через Сутоморе, Бар, с заездом в Старый Бар, через Ульцинь до Ады Бояны. Обратно – через Владимир по южному берегу Скадарского озера, через Вирпазар в Петровац.
3. «Запад». По Ядранскому пути через Будву в Котор (лучше тоннелем), затем по Боко-Которскому побережью Пераст, Рисан и Герцег-Нови. Обратно – паромом, через Тиват на Ядранский путь.
4. «Центр». Из Петроваца, чуть не доезжая Будвы, поворот с Ядранского пути на Цетинье, из Цетинье – в национальный парк Ловчен, подъем в мавзолей Негуша, спуск красивой дорогой в Котор, подъем на крепость, вечером обратно.
Вглубь страны (на рафтинг) за рулем я сам ехать не решился, мы взяли экскурсию, описание которой – в отзыве (ссылка в начале публикации).

«СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО»
Выехали утром из Петроваца, проехали 25 км по местами серпантинистой горной дороге. Первоначально хотели попасть в Вирпазар, взять там лодку, покататься по озеру, пообедать – и домой. Планы наши начали рушиться в тот момент, когда мы не заметили съезда в Вирпазар (наш GPS его тоже не нашел), и мы уехали на мост через Скадарское озеро. На том конце моста нас, похоже, уже ждали. Пригласили запарковаться, показали карту озера и представили капитана, который для нас восьмерых за 50 евро совершит часовой тур по озеру. Сил отказаться не было. Заплатив еще по 4 евро с человека за вход в национальный парк «Скадарское озеро», сели в небольшой катерок, и через час водной прогулки были высажены на небольшом пляже, на котором кроме нас было еще 3 женщины – работницы прибрежного кафе. Уходить из этого рая не хотелось. Несколько раз искупавшись, мы провели (одни!) на пляже часа 3, успев за это время отведать потрясающего карпа. Когда, наконец, решили уезжать, трактирщицы вызвали «эвакуатор» в виде знакомой нам лодки, и через 15 минут мы оказались у нашей машины.
Ехать домой не хотелось, и проехав назад по мосту, мы свернули направо на Риеку Црноевицу (поворот почти напротив незамеченного нами поворота на Вирпазар). Через 25 км серпантина мы оказались в небольшом поселке с речной пристанью, знаменитым мостом и рыбными ресторанами - почему-то возникли ассоциации с Венеции, где я еще не был :). Скадарский карп еще не переварился, и мы после недолгой остановки продолжили путь дальше, доехали до трассы Цетинье – Будва, выехали к морю – и домой в Петровац. Успели засветло.
В принципе, если без долгого купания, этот маршрут можно уложить в полдня.

«ВОСТОК»
Выехали утром из Петроваца, проехали без остановки Сутоморе, доехали до морского порта Бара. Ничем особым порт не поразил, поехали дальше – в Старый Бар. Немного поплутав между новым и старым Барами, воспользовались в конце концов подсказками зала и доехали до старого города. Любопытное зрелище, особенно для любителей старины. Но не в жару. Через час, измочаленные, погрузились в авто и направились дальше по трассе.
В интернете была рекомендация заехать на маяк в Вальданосе, где дети смотрителя за небольшую плату могут сводить на самый верх. Свернули по указателям к морю, доехали до пляжа и еще пару километров по раздолбанной грунтовке (единственное место в Черногории, где мы встретили плохую дорогу). Увы, из ворот маяка навстречу нам выехала машина с теми самыми детьми и самим смотрителем, который любезно разрешил нам все смотреть и фотографировать. Честно говоря, ничего особенного. Хотя, если бы удалось подняться, наверное, там очень красиво.
Доехали обратно до местного пляжа (бухта красивая, но грязь жуткая, мусор в воде), искупались – и дальше на юго-восток. В Ульцине решили не останавливаться, из окна полюбовались местным албанским колоритом. Доехали до моста через речку Бояну, почти до албанской границы. Там вдоль реки, впадающей в море, стоят знаменитые рыбные ресторанчики. Красиво, но цены низкими не показались, обслуживание напомнило Турцию. Я бы назвал его нагло-ленивым. Сначала настойчиво зазывают, потом обслуживают – ну совсем не торопясь… Из первых двух ресторанчиков мы ушли, в третьем не оказалось половины блюд из меню. Вкусной была только уха, рыба – так себе (возможно, мы не то заказали). Будем считать, нам не повезло. Кстати, это был единственный наш облом с едой в Черногории.
Проехали несколько километров назад в сторону Ульциня, часок покупались на Великом Пляже (наш участок гордо именовался «Long Beach»). Очень рекомендую, хотя бы для контраста со всеми другими пляжами Черногории. Таких пространств, песка, мелкого захода в воду больше нигде не найдете!
Было около 5 часов дня, ехать обратно домой той же прибрежной дорогой не хотелось, и мы поехали «красиво». Доехав до Ульциня, свернули направо к Владимиру и через Брайше направились к Скадарскому озеру. За 6 км до него есть ресторанчик «Панорама», от которого открывается вполне соответствующий названию вид на Черногорию и Албанию. Подошедший официант провел для нас 15 – минутную «экскурсию» по видимым горам, городам и озерам. Когда же, наконец, доехали до Скадарского озера, восхищению нашему не было предела. Словами это не описать. В общем, наснимали там кучу фоток, дождались заката и отправились дальше по берегу. Эти 50км одноколейного горного серпантина сначала в сумерках, а потом – в полной темноте стали самым суровым испытанием. В общем, если вам этот маршрут приглянулся, советую рассчитывать время, исходя из скорости по побережью озера не более 30 километров в час.
Доехав до Вирпазара и немного поплутав по нему (GPS нас немного подвел), нашли-таки тот самый выезд на трассу к Петровацу, и через платный (как уже сказано, 2,5 евро) тоннель вернулись домой.
На самом деле, возможны разные комбинации маршрутов «Скадарское озеро» и «Восток» - например, покатавшись на лодке по озеру, ехать не к Риеке Црноевице, а через Вирпазар вдоль южного берега озера, через Владимир – к Ульциню. Тогда оба маршрута в немного сокращенном варианте вполне реально осилить за один день.

«ЗАПАД»
От Петроваца через Будву, далее важно не промахнуться мимо тоннеля, для чего нужно следовать указателям «Котор». Доехали до Котора, оставили машину на платной парковке метрах в 200 за Старым городом, погуляли по его улочкам. На крепость решили в этот день не подниматься, так как было уже довольно жарко, да и в запасе у нас оставался маршрут «Центр», подразумевавший это испытание. Нашли только место, от которого начинается путь наверх.
Далее на машине – вдоль моря, в сторону Пераста. По пути есть знаменитый ресторан «Стари млин» (старая мельница),перед ним - огромный указатель. Заглянули внутрь – очень красиво: пруды с живой рыбой, водопады, мосты, но ценники впечатляют – примерно вдвое дороже, чем на побережье. Если прямо перед указателем свернуть с дороги к заливу, то можно проехать прямо по берегу вдоль вилл и искупаться с бетонных плит, с великолепным видом на залив. Очень красиво! Особенно в жару :).
В Перасте взяли лодку за 30 евро на восьмерых, сплавали на остров. Красоты необыкновенные! Как раз в момент нашего пребывания по заливу шла огромная парусная многомачтовая яхта (если б паруса были не белыми, а алыми – точно как в фильме!).
Дальше проехали через Рисан, наступало обеденное время. Завернули в деревне Моринь в рекомендованный ресторан «Чатовича млини». Тоже красиво, но ценник нас отпугнул. Похоже, все рестораны, имеющие в названии слово «млин», очень понтовые. В итоге мы немного не доезжая до Герцег-Нови, вкусно и недорого поели в ресторане «Монте Карло» с великолепным видим на залив.
Изначально у нас был наполеоновский план – из Герцег-Нови сплавать еще в Голубую бухту (возможно, это можно сделать только через пляж Жанице на полуострове Луштица, напротив Герцег-Нови). Но было уже 5 часов вечера, и мы вскоре поняли, что этим планам сбыться не суждено – для этого нужно было приехать хотя бы на пару часов раньше. В итоге просто покупались в Герцег-Нови, были поражены местными пляжами шириной всего несколько метров, на которых люди могут загорать только стоя :). И сбежали оттуда на крепость. Погуляв по крепости, полюбовавшись замечательными видами на Боку, сели в машину и поехали обратно.
Доехали до Каменари (там самое узкое место залива), уже почти в темноте сели на паром (мимо не проедете, там всегда стоит очередь, нам повезло – всего несколько машин было; цена проезда – 4 евро за легковой авто). Через 15 минут были на нашем берегу в Лепетани (около Тивата), и далее прямой дорогой – до Петроваца.

«ЦЕНТР»
До часу дня пролежали на пляже, выехали в сторону Будвы, не доезжая до нее свернули на Цетинье – древнюю (и юридически настоящую) столицу Черногории. Мне показалось – делать там нечего, кроме как обедать. Цены процентов на 30 ниже, обслуживание, правда, не на высоте. Осмотрели центральную улицу, напомнившую Арбат, несколько зданий бывших посольств, дворец Короля Николы – все более чем скромненько. В монастырь не пошли – наверное, в следующий раз.
Из Цетинье выехали по Ловченской улице в сторону национального парка «Ловчен», сам парк очень красивый, шикарные хвойные леса. Поселок Иваново Корыто - вообще какая-то идиллия, пожалели, что уже пообедали, говорят – там можно неплохо покушать. Проехали Иваново Корыто – и далее наверх к Мавзолею Негуша. Оставили машину, поднялись к мавзолею, размявшись перед которской крепостью. Внутрь заходить не стали, пожалели 4 евро на человека. Виды оттуда потрясающие, но нам немного не повезло – была небольшая дымка, и видимость была весьма относительная.
Обратно доехали до Иванова Корыта, но от него поехали не в сторону Цетинье, а в сторону Котора, выехали на трассу. Если по ней свернуть направо – можно приехать в знаменитую историческую и гурманскую деревню Негуши. Но время уже поджимало. И мы поехали налево – в Котор. С серпантинистой дороги открываются фантастические виды на залив, можно останавливаться и фотографировать на каждом повороте. Главное – не опоздать к подъему на крепость в Котор. Мы успели в самый раз – запарковали машину за старым городом, и около 6 часов были на старте. Жара как раз немного спала, но еще не стемнело – не представляю, как там карабкаться жарким днем или, наоборот, в сумерках. В общем, подъем мы одолели, встретили в крепости закат и спустились в Котор, оттуда – домой.
Я думаю, что можно также как-то иначе скомбинировать маршруты «Запад» и «Центр» - например, подняться на башню в Которе утром на пути в Герцег-Нови или, наоборот, вечером на пути оттуда. Но тогда серьезно придется сократить программу Бока-Которского залива. Или же сделать 2 полнодневных маршрута – тогда останется время и на пляж в Жанице (Луштица), и на Голубую пещеру.
Помимо этих 4х маршрутов совершили пару вылазок в Будву, погуляли по старому городу (большие парковки – не доезжая его примерно 500м, цена 0,5 - 1 евро в час). Также на машине объехали много пляжей, об этом – в отзыве (ссылка в начале).

GPS
Как всегда, ездили с GPS-навигатором, программа IGO-2006. Карта Черногории вполне работает, были замечены только нестыковки в районе Вирпазара: один раз не нашла поворот на Вирпазар с трассы Петровац-Подгорица, и второй – привезла нас в самом Вирпазаре в тупик. На самом деле указателей в Черногории довольно много (одно из исключений – Старый Бар), в принципе можно ездить по ним. Но с навигатором нам было спокойнее.

ПОЛИЦИЯ и ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
Нам посчастливилось избежать общения с местными гаишниками. Со слов аборигенов, очень сильно карается превышение скорости (даже на 10 км/ч, часто меряют радарами), неправильная парковка (видели много эвакуаторов, особенно в Будве), непропускание пешеходов (часто полицаи стоят метрах в 100 за ним). Так же как у нас, принято предупреждать фарами о засаде. Так же, как у нас, гайцы охотно берут. В общем, все как здесь. Водят тоже примерно так же. Встречаются лихачи, основная масса едет нормально. Правила знают не все, поэтому подъезжая к более-менее равнозначному перекрестку без светофора, нужно быть готовым ко всему :). И не забудьте всегда ездить с ближним светом (у нашего авто он включался автоматически при повороте ключа).

РЕЗЮМЕ
Экономические итоги таковы: аренда автомобиля – 480 евро, пройдено 750 км, на дизель ушло 60 евро, плюс парковки-тоннели – еще где-то 20 евро.
Таким образом, за 560 евро мы ввосьмером объехали все побережье, осмотрели почти все основные близлежащие достопримечательности. Кроме того, машина сильно облегчила нам пляжную составляющую отдыха, позволив отдохнуть на разных, более-менее свободных, удаленных от основных курортов пляжах. Если есть такая возможность – советую ее не упускать!
 
Замечательный отчет, спасибо!
Прочитал с удовольствием, даже не смотря на то, что живу тут уже 2,5 года. :)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2007—2020 «DSA»

[email protected]