портал Черногория

'mscoder:weather.top' is not a component
Поиск

Форма входа
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Он-лайн словарьРусcко-сербский (иекавица)Сербско-русский

Переводчик
перевести

Для перевода достаточно ввести первые буквы слова.

 

Допускается замена сербских спец. символов:
Š-S, Đ-D, Ž-Z, Č-C, Ć-C

 

Слова, имеющие несколько вариантов перевода, выделяются в списке.

Форум портала Черногория

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Самый любимый праздник Черногорцев
 
На Балканах умеют радоваться жизни. И все многочисленные народности, населяющие бывшую Югославию, обожают праздники.

Больше всего черногорцы любят домашние праздники и на них всегда приглашают много гостей. Празднуют, конечно, Рождество и Новый год. Но самый любимый праздник, ни один православный народ больше не отмечает, кроме народов бывшей Югославии, называется 'Крестная слава'.

Дело в том, что язычники сербы принимали христианство постепенно - с VIII по IX век. Происходило это довольно мирно и организованно. Вместо прежнего многобожья приняли веру в единого Бога. Перестали приносить жертвы, а молились за здравие, счастье и успех. Но обычай приношения жертвы не сразу и не легко искоренился у новокрестившихся. Многие люди, хотя они приняли христианство, продолжали приносить жертвы защитникам своего дома и семьи, - христианским святым. Это обычай у многих продолжался достаточно долго. Только когда Святой Савва пришел в Сербию после проживания на Святой Горе и в Египте, запретил жертвоприношение. Так появилась 'Крестная слава'. Черногорцы издавна чтут родственные связи, поэтому в дни церковных праздников, на именины святых и великомучеников - Георгия Победоносца, Николая Чудотворца и других, крестился сразу весь род - от мала до велика. И день крещения своего рода помнит каждый черногорец без исключения. 'Крестная слава' считается главным семейным праздником и отмечается с большим размахом.

Празднование 'Крестной славы' у предков было одним из главных выражений веры. Хозяин дома к этому подготавливался. Собиралась вся семья, родственники съезжаются из самых дальних краев, зовут столько гостей, сколько может вместить дом, приходили путники и бедняки. 'Крестную славу' праздновали не только богатые, но и бедные. Каждый праздновал в соответствии со своими возможностями. Не каждый мог приготовить богатую праздничную трапезу, но праздничный пирог, пшеницу, немного красного вина, праздничные свечи, ладан и немного масла в лампаде, - имел каждый. Это был день когда вся семья молилась и благодарила Бога и своего Святого. Накрывается огромный стол. Празднование длится три дня, и еды на это время и на это количество народа, понятно, нужно много.

Существуют традиции для гостей и хозяев на 'Крестной славе'. Существует очень много обычаев, которые связаны с празднованием 'Крестной славы' и это зависит от того, где 'Крестная слава' празднуется или от происхождения хозяина. Когда гости приходят хозяина обычно на входе поздравляют: «Счастливой Славы, хозяин!» Иногда еще говорят: «Все хорошо и честно было! Празднуй много лет в здравии и веселье!» Когда празднуется 'Крестная слава', тогда дарят подарки. То может быть бутылка красного вина, кофе, конфеты или цветы. В некоторых краях дарят бутылку красного вина и одно большое красное яблоко. Пока гости дома хозяин или хозяйка все время стоит и ухаживает. Это обычай. Таким образом, указывается почтение своему святому. Поэтому он стоит как в церкви во время молитвы.
http://www.dsa-montenegro.com/photo_for_forum/Slava.jpg
'Крестную славу' невозможно представить без 'славского колача' - праздничного пирога, который символизирует достаток и радость в семейной жизни, а еще - дружбу. Он должен быть обязательно освящен. Во время освящения пирог полагается держать главе семьи вместе с другими мужчинами - родственниками и друзьями. Священника можно пригласить в дом для того чтобы он освятил и калач и пшено, но большинство идут с пирогом и пшеном в церковь. 'Пшено - еще одно обязательное угощение на 'Крестную славу', его готовят с сахаром и грецкими орехами. Считается, что чем больше там сахара с орехами, тем лучше. На 'Крестную славу' принято пить 'красное вино, но главным праздничным напитком считается ракия - водка на основе сливы, или абрикосов, или груш 'вильямс'.

Гостей вначале встречают пшеном. Обычно берут по одной ложке зерна. Верующие при принятии зерна крестятся. Потом идет праздничный калач, который обычно ломается, а не режется. Так получается, что каждый отламывает себе кусочек калача. Трапеза готовится в соответствии с временем года или обычаям семьи. Если 'Крестная слава' приходится на пост, трапеза постная. Тогда готовят только постную пищу.

Если Вас позовут на 'Крестную славу', очень важно не отказаться от приглашения. Это может очень обидеть. Надо пойти, даже если Вас позвали в пять или больше мест. Такой обычай.

Рецепты на 'Крестную славу' можно посмотреть здесь http://www.dsa-montenegro.com/forum/viewtopic.php?t=27
 
сербы принимали христианство постепенно - с XVII по XX век
Маленькая опечатка: христианство сербы принимали, начиная с VIII века. Об этом сведетельствует византийский летописец Феофан (Теофан).
 
сербы принимали христианство постепенно - с XVII по XX век
Маленькая опечатка: христианство сербы принимали, начиная с VIII века. Об этом сведетельствует византийский летописец Феофан (Теофан).

Конечно опечатка в тексте с VIII по X века. Очень знакомый текст. :lol:
 
Это смотря по каким источникам смотреть. Конечно основная масса крестилась в VIII и в IXвеке, но например первые христианские общины существовали еще в IV веке. В Долянах близ Доклеи еще в IV векебыла основана епархия.
 
Но мы-то говорим о сербах, славянах, которые туда пришли лишь в VII веке.
А про какие альтернативные источники вы говорите? Я, к сожалению, знаю лишь официальную версию. Подскажите, где можно почитать другие теории?
 
Пардон, действительно опечатка :shock: Славяне начались креститься в VIII и IX столетиях. :roll: А информацию почерпала из того же всемогущего интернета. :wink:
 
Сегодня одна из наиболее распространенных в Черногории 'Крестная слава' 19 декабря - Святого Николая.

Сейчас самом разгаре рождественский пост. Он сильно усложняет и без того не очень простую задачу хозяйки - накормить-напоить дорогих гостей. Во время поста нельзя, как это делают на Новый год или Рождество, зажарить молочного поросенка или ягненка с картошкой и овощами. И национальную гордость, - 'черногорский пршут' есть тоже нельзя. Приходится изобретать. :roll:


В качестве основного блюда чаще всего, подается какая-нибудь рыба - морская или речная, жареная, вареная или на гриле. Но национальные закуски (пять-шесть видов) все равно поставятся на стол, а они-то как раз и могут быть постными. Скажем, голубцы или фаршированный перец (предпочитают фаршировать не свежий сладкий перец, а сушеный) вполне можно сделать без мяса, с одним только луком и морковью. А фасоль и вовсе ничего не требует. Праздничную фасоль (ее едят как холодной, так и горячей) называют 'пребранац' - 'избранной', потому что для ее приготовления выбирают только самую крупную фасоль. Еще любят слоеные пироги - и в пост чаще всего делают их из без дрожжевого теста с картошкой, тыквой или капустой (конечно, с добавлением лука и любимой приправы 'Вегета'). На постном праздничном столе вполне может оказаться и вяленая рыба-карп или форель. Сушеный карп в Черногории - это фирменное блюдо. Его сначала вымачивают и жарят в горячем масле час-полтора. И из сушеного, а потом сваренного карпа делают салат.

Вне поста самой вкусной национальной едой считается мясо, особенно жаркое. Но любят не только мясо, но и сладкое. И если на праздничный стол поставить только пшено (будь там хоть килограмм сахарной пудры на килограмм пшена), гости будут, мягко говоря, удивлены. Хороший выход из положения - 'Сува пита' - сухой слоеный пирог. Рецепт можно посмотреть здесь http://www.dsa-montenegro.com/forum/viewtopic.php?t=27&start=20 :lol:
 
Святой Николай Чудотворец , наш ходатай перед Богом

http://www.dsa-montenegro.com/photo_for_forum/Svitoi.jpg


Святой своими чудотворениями и всей своей жизнью возвестил силу, многообразную премудрость и милость Господа. Он всемирно почитаемый святой. Он всюду является – в вихре на суше и в буре на море, и люди сразу узнают его.
Его облик знаком всему миру – не только православным, но и инославным, и всем вообще. Святой Николай во всякой беде, обстоянии и нужде, в пасмурные дни и в страшные ночи продолжает делать свое дело – являть невидимо действующего через него Бога, Которого он помещает перед нашими глазами как таинственное событие и радость.

Святой Николай Угодник родился в третьем веке в городе Патаре в Малой Азии (ныне территория Турции). С детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и архиепископом города Миры Ликийские.
Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый, а позже разорившийся человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

В другой раз, удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Святитель Николай скончался в середине четвертого века в глубокой старости. Тело святого сохранилось нетленным. Люди, приходившие помолиться святому у его мощей, стали получать исцеление.

В 1087 году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии.

Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе специально была построена церковь во имя святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.

Христиане верят, что и по сей день Николай Угодник (то есть угодный Богу) совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, он считается покровителем всех странствующих.

Ежегодно в Бари приезжают тысячи верующих, в том числе россиян, чтобы поклониться мощам святителя Николая. Особенно много паломников бывает 22 мая - в день праздника перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари, установленного Церковью еще в 11 веке.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

© 2007—2021 «DSA»

[email protected]